| Главная | Информация | Литература | Русский язык | Тестирование | Карта сайта | Статьи |
Заключение. Использованная литература

Содержание:

Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А. Есенина и национальной культуры (Учебное пособие)
    Глава I. Литературные заимствования или полемический диалог сознаний?
    Глава II. Фольклорная мифологема как ведущий принцип сюжетно-композиционной и жанровой организации поэмы «Черный человек»
    Глава III. Поэма «Черный человек» — завершающий этап становления художественного мастерства С.А. Есенина
    Заключение. Использованная литература

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование интертекстуальных связей в творчестве С. Есенина как отношения индивидуального и межиндивидуального (межкультурного) начал на основе изучения сквозных мотивов и образов, стилистических приемов, наблюдаемых на определенных локальных и темпоральных участках, позволяет не только с высокой долей объективности судить о культурно-исторической ситуации, в которой создавалась поэма «Черный человек», но и приблизиться к разгадке ее тайнописи, принимая за отправную точку анализа диалог эстетических систем, обусловивший художественную концепцию произведения. Становление образной системы, композиции и проблематики поэмы происходило на основе контаминации или полемики индивидуального, базирующегося на фольклорных принципах, мировидения автора с художественным мышлением предшественников и современников.

Интертекстуальное пространство, в границах которого зародились и воплотились эстетико-нравственная и философская идеи лиро-эпической поэмы, чрезвычайно широко, имеет значительную протяженность во времени. Литературная основа поэмы, заданная в наибольшей последовательности в пушкинском «Моцарте и Сальери», развита (не хронологически, а в творческом осмыслении поэта) в лучших образцах классической русской и зарубежной литературы. Тема ответственности за сделанный шаг, совершенный поступок, наряду с невозможностью безболезненно соединить гений и злодейство в человеке, прекратить их вечную борьбу традиционно решается, во-первых, посредством рассказывания герою чьей-то жизни неким медиумом, может быть, даже двойником героя, отсюда развитие демонических мотивов, мотивов зеркальности, двойничества у К. Батюшкова, Н. Гоголя, В. Даля, А. Майкова, Ф. Достоевского, А. Толстого, А. Чехова, И.В. Гете, Г. Гейне, Э.Т.А. Гофмана, Г. Ибсена, А. Мюссе, Э. По, Р.Л. Стивенсона, А. Шамиссо и др. В современной С. Есенину литературе эти темы получили новую интерпретацию, стали живым откликом на доминирующее мировоззрение, в силу вполне определенных обстоятельств антагоничное сложившемуся под влиянием народного нравственного идеала мировоззрению С. Есенина. Здесь полно отражен весь спектр возможных параллелей поэмы (на уровне пафоса, сюжета, системы образов, символики…), тем более что в поэме развита не только традиция наследования, но и традиция отрицания сложившихся ценностей. Среди наиболее характерных произведений начала ХХ века, во всей полноте отразивших тенденцию утраты (в том числе, по собственной воле) духовного спокойствия, своих генетических корней в этом бурлящем море нарождающегося мира, можно назвать сказку «Иван Иванович и черт», роман «Огненный ангел» В. Брюсова, пьесы «Черные маски», «Жизнь человека» Л. Андреева, лирику К. Бальмонта, А. Блока, З. Гиппиус, А. Кусикова, А. Мариенгофа, П. Орешина, Ф. Сологуба, В. Шершеневича и др.

Фольклорные и мифопоэтические корни поэмы С. Есенина «Черный человек» — это остов как сюжета и образно-стилевой системы, так и философско-нравственной проблематики, их определяющей. Фольклоризм поэмы, вобравшей в себя новые христианские (образ черта, мотив долготерпения, притча о блудном сыне и др.) и дохристианские, мифологические представления (на уровне «культурного бессознательного», памяти предков) русского народа, наряду с включением в контекст мирового фольклора (наличие сходных персонажей и символов отмечается не только в фольклоре славян, но и в устном творчестве других народов), придает конфликту поэмы глобальный характер борьбы Света и Тени, Добра и Зла, Жизни и Смерти, осмысление которого дошло до нас из глубины веков через космогонические культы дневного и ночного светил, обрядовые формы и демонологию. Фольклорно-мифологическая символика, народное мировоззрение в единстве с собственно авторскими переживаниями обусловливают образный строй поэмы «Черный человек» — «здесь интуиция, предчувствие, художественное прозрение и тысячелетняя память»1 художника. Фольклорно-христианская традиция — концептоопределяющее начало в поэме «Черный человек». Именно здесь с наибольшей определенностью и с наибольшей концентрацией представлен конфликт поэмы-загадки. Черный человек как символ демонического нигилизма, разрушающего основы национального самосознания в поэме четко противопоставлен образу ребенка, решенного автором исключительно как образ дитя-святого, ребенка-Христа. Между ними — мечущаяся фигура поэта, стоящего на распутье. Борьба за его душу — основа конфликта поэмы. Следовательно, ни о какой конечности конфликта говорить нельзя — он вечен.

Цельнооформленность поэме и нашему исследованию придает органичная включенность «Черного человека» в контекст творчества самого С. Есенина как автора, унаследовавшего и творчески развившего лучшие традиции фольклора и литературы. Только представляя все многообразие творчества С. Есенина, поэта, остававшегося верным себе в самые страшные минуты кризиса своей страны, — мы понимаем трагический пафос поэмы «Черный человек», где «прескверный гость» шаг за шагом уничтожает близкое поэту: голубоглазого златокудрого ребенка (столь характерный для всей лирики С. Есенина образ), милую его сердцу «страну березового ситца» представляет как страну негодяев, окрашивая его любовную лирику (чего стоят неповторимые по красоте и чувству женские образы «Персидских мотивов» и «Анны Снегиной») в отвратительные похотливые тона. Его цель навечно заточить поэта во тьме Москвы кабацкой без надежды на светлый день. В устойчивой национально-ориентированной любви к Родине во всей полноте проявился эпический масштаб лирики Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве»2. «Принадлежность к своему миру»3, выделяющемуся прежде всего не по территориальному4, временному, классовому (что, впрочем, также не следует выпускать из виду: устойчивая локализация, в любом случае, — Россия, проецирование исторического материала на современность, поиск «мужицкого счастья»), а по нравственному признаку, — одно из необходимых условий существования героя есенинской поэзии.

В поэме «Черный человек» воплощен мир чувств автора, поднятый до уровня общечеловеческих идеалов. Глубокое проникновение во внутренний мир героя, человека, в его раздумья, чаяния, мысли, боль и радость, вкупе с правдивым изображением внешних обстоятельств, обусловивших внутренние психологические и эстетико-нравственные процессы становления личности, новаторскими стилевыми приемами синтеза жанровых форм лирической исповеди, эпоса и драмы, в том числе в их доавторском бытовании, свидетельствуют о масштабности художественного дара С. Есенина, а поэму ставят в один ряд с лучшими образцами мировой художественной классики.

«Черный человек» — поэма освобождения от проникновения враждебного начала в человека. Эта исповедь-проповедь5 представляет собой сочетающий черты внешнего (открытого) и внутреннего (потаенного) диалог сознаний живой народной правды с губительной философией «прескверного гостя». Так, есенинский герой, выдержавший испытание на пути «от себя», окончательно возвращается «к себе» на уровне осознания своей судьбы и своего предназначения. «Черный человек» — это поэма прорыва в окно будущего рассвета.

Национальные и зарубежные источники; символизм, масонство и другие социально-философские и литературные течения, собственно авторский контекст, причудливо соединившие на уровне сюжета, системы образов, языка, символики, проблемы, конфликта, а также способа его реализации, формируют колорит поэмы, разводя по разные стороны родовое и наносное, подлинное и ложное, свою и чужую вину, лирического героя и черного человека.

Таким образом, поэма С. Есенина «Черный человек» — особым образом организованный, вобравший в себя литературные, фольклорно-мифологические, собственно авторские мотивы и весь трагизм эпохи, объединивший жанровые черты лирики, драмы и эпики, полемический диалог сознаний умерщвляющего душу слова «прескверного гостя» с величайшим нравственным идеалом. Диалог, утверждающий торжество правды идеала.

Полемический диалог сознаний, развивавшийся в течение всего творческого пути С.А. Есенина, воплотился в поэме «Черный человек» в художественно завершенной форме.

Использованная литература

Источники

  1. Eсенин С.А. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. В.Г. Базанова, А.А. Есениной, Е.А. Есениной и др. — М., 1977-1980.
  2. Eсенин С.А. Собрание сочинений: В 5 т. — М., 1966-1968.
  3. Есенин С.А. Черный человек. — М., 1993.
  4. Августин Аврелий. Исповедь., Абеляр П. История моих бедствий / Пер. с латин. — М., 1992.
  5. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1990-1996.
  6. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. — М., 1992.
  7. Батюшков К.Н. Мысли о литературе // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. — М., 1977.
  8. Бессонов П. Калики перехожие: Сборник стихов и исследование. — М., 1863.
  9. Блок А.А. Собрание сочинений: В 6 т. — Л., 1980.
  10. Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.-Л., 1960-1963.
  11. Брюсов В. Огненный ангел. — М., 1993.
  12. Гейне Г. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1956.
  13. Гете И.В. Фауст // Гете И.В. Собрание сочинений: В 10 т. — М., 1976. — Т. 2.
  14. Гиппиус З. Иван Иванович и черт // Сказка серебряного века. -М.,1994.
  15. Гиппиус З. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. — М., 1991.
  16. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI-XIX веков. — М., 1991.
  17. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1991.
  18. Даль В.И. Пословицы русского народа: В 2 т. — М., 1984.
  19. Даль В.И. Савелий Граб, или Двойник // Даль В.И. ПСС: В 8 т. — М., 1995. — Т. 3.
  20. Жизнь Есенина. Рассказывают современники / Сост. С.П. Кошечкин. — М., 1988.
  21. Кусиков А. Птица безымянная. — Берлин, 1922.
  22. Лохвицкая М.А. (Жибер). Стихотворения: В 4 т. — СПб., 1900-1903. — Т. 3.
  23. Майков А.Н. ПСС: В 4-х т. — СПб., 1914.
  24. Мариенгоф А. Ночное кафе // Гостиница для путешествующих в прекрасном. — 1924. — N 1/3.
  25. Мюссе А. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1957.
  26. Наседкин В.Ф. Последний год Есенина // С.А. Есенин. Материалы к биографии / Сост. Н.И. Гусева, С.И. Субботин, С.В. Шумихин. — М., 1993.
  27. Орешин П. Соломенная плаха: Стихи. — М.-Л., 1925.
  28. По Э.А. Ворон // По Э.А. Собрание сочинений: В 4 т. — М., 1993.
  29. Повесть о Горе-Злочастии; Повесть о Савве Грудцыне // Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе. — М., 1973.
  30. Пушкин А.С. ПСС: В 10 т. — Л., 1977.
  31. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. — М., 1992.
  32. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: В 3 т. — М., 1961.
  33. С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. — М., 1986.
  34. Сологуб Ф.К. Мелкий бес: Роман. — М., 1989.
  35. Сологуб Ф.К. Свет и тени: Избранная проза. — Минск, 1988.
  36. Сологуб Ф.К. Стихотворения. — Л., 1978.
  37. Толстой А.К. ПСС: В 2 т. — Т. 1. — С. 92.
  38. Уальд О. Стихотворения; Портрет Дориана Грея; Тюремная исповедь. — М., 1976.
  39. Хлебников В. Заклятие смехом // Серебряный век: Поэзия. Критика. — Чебоксары, 1993.
  40. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 12 т. — М., 1956. — Т. 7.
  41. Шамиссо А. Удивительная история Петера Шлемиля // Романтические фантазии: В 2 т. — Ставрополь, 1993. — Т. 1.
  42. Шершеневич В. Автомобилья поступь. — М., 1916.
  43. Шишков В.Я. Угрюм-река // Шишков В.Я. Собрание сочинений: В 10 т. — М., 1974. — Т. 5, 6.

Энциклопедии, словари, справочники

  1. Бауэр В., Дюмац И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г.И. Гаева. — М., 1995.
  2. Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника: В 2 ч. — М., 1969-1970.
  3. Зуев Н.Н. «…С названьем кратким Русь». Поэзия С.А. Есенина // Русская литература. Советская литература: Справочные материалы. — М., 1986. — С. 266-284.
  4. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т. — М., 1925.
  5. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. — М., 1996.
  6. Полный церковно-славянский словарь. — М., 1993 (Репринт. воспр. изд. 1900).
  7. Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. — М., 1986.
  8. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995.
  9. Словарь рифм С.А. Есенина / Сост. А.Н. Захаров, А.П. Зименков // Российский литературоведческий журнал. — 1997. — N 11. — С. 149-230.

Критика и исследования

Монографии

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1997.
  2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М., 1865.
  3. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. — М., 1986.
  4. Базанов В.Г. Русские революционные демократы и народознание. — Л., 1974.
  5. Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. — М., 1982.
  6. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. — Киев, 1994.
  7. Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М., 1995.
  8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.
  9. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. — М., 1985.
  10. Бельская Л.Л. Песенное слово. О поэтическом мастерстве Сергея Есенина: Учебное пособие. — М., 1990.
  11. Бердяев Н. Самопознание. — М., 1991. — С. 146.
  12. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.
  13. Бердяев Н.А. Собрание сочинений: В 4 т. — Paris, 1989-1991.
  14. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. — М., 1994.
  15. Булгаков С. (прот.) Православие: Очерки учения православной Церкви. — Paris, 1989.
  16. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. — М., 1990.
  17. Бырдина Г.В. Динамическая структура русской диалогической речи: Учебное пособие. — Тверь, 1992.
  18. Венгеров С.А. Русская литература ХХ века. — М., 1914.
  19. Виноградов В.В. О теории художественной речи. — М., 1971.
  20. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М., 1959.
  21. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. — М., 1980.
  22. Волков А. Художественные искания Есенина. — М., 1976.
  23. Волков И.Ф. Теория литературы. — М., 1995.
  24. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. — М., 1966.
  25. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. — М., 1993.
  26. Дымшиц А. Проблемы и портреты. — М., 1972.
  27. Жигач Л.В. А. Блок и русская культура. Преемственность в становлении национально-поэтического сознания: Пушкин — Достоевский — Л. Толстой. — Тверь, 1993.
  28. Жигач Л.В. Проблема народности и фольклоризма в истории русской литературы: поиск русской идеи. От Пушкина до Есенина: Учебное пособие по спецкурсу. — Тверь, 1997.
  29. Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. — М., 1997.
  30. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. — М., 1993.
  31. Ильин И.А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. — М., 1993.
  32. Ильин И.А. Сочинения: В 2 т. — М., 1994.
  33. Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. — М., 1989.
  34. Кедров К. Поэтический космос. — М., 1989.
  35. Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. — Л., 1969.
  36. Корниенко Н.В. Философские аспекты изучения общественно-литературного процесса ХХ века. — Новосибирск, 1989.
  37. Кошечкин С. Раздумья о Есенине. — Тбилиси, 1977.
  38. Крученых А. Черная тайна Есенина. — М., 1926.
  39. Кузнецов В. Тайна гибели Есенина. — М., 1998.
  40. Куняев Ст.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. — М., 1995.
  41. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. — М., 1994.
  42. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — семиосфера — история. — М.,1996.
  43. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн, 1992.
  44. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.
  45. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. — Л., 1975.
  46. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб., 1994.
  47. Марченко А. Поэтический мир Есенина.- М., 1989.
  48. Минералов Ю.И. Поэзия. Поэтика. Поэт. — М., 1984.
  49. Наумов Е. Сергей Есенин. Жизнь и творчество. — М.-Л., 1965.
  50. Наумов Е. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. — Л., 1973.
  51. Овинников Д.А. Сергей Есенин.- Тула, 1982.
  52. Панфилов А. Есенин без тайны. — М., 1994.
  53. Парнов Е. Трон Люцифера: Критические очерки магии и оккультизма. — М., 1991.
  54. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. — М., 1975.
  55. Потебня А.А. Мысль и язык. — Киев, 1993.
  56. Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989.
  57. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М., 1990.
  58. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. — М., 1989.
  59. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. — М., 1985.
  60. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М., 1969.
  61. Редькин В.А. Система эпического мира в поэмах А. Твардовского. — Тверь, 1992.
  62. Розанов В.В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах. — М., 1994.
  63. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен. — М., 1995.
  64. Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. — Л., 1969.
  65. Сербин П.К. Изучение творчества С.А. Есенина в школе. — Киев, 1986.
  66. Строганов М.В. Автор — герой — читатель и проблема жанра: Учебное пособие. — Калинин, 1989.
  67. Тихонравов Н.С. Древняя русская литература. — М., 1898.
  68. Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы. — СПб, 1863.
  69. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., 1990.
  70. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического. — М., 1995.
  71. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. — СПб., 1993.
  72. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. — М., 1994.
  73. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
  74. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
  75. Хлысталов Э. 13 уголовных дел Сергея Есенина. — М., 1994.
  76. Холл Мэнли Палмер Энциклопедическое изложение масонской, герменевтической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. — Новосибирск, 1993.
  77. Хорни Карен, Фромм Эрих. Психоанализ и культура. — М., 1995.
  78. Чернец Л.В. Литературные жанры. — М., 1982.
  79. Шмелев Д.Н. Слово и образ. — М., 1964.
  80. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. — СПб., 1993.
  81. Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. — Казань, 1971.
  82. Юнг К.Г. Собрание сочинений. — М., 1994-1995.
  83. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. — М., 1969.

Диссертации и авторефераты диссертаций

  1. Бубнов С.А. Поэзия С.А. Есенина в восприятии литературной критики 1915-1925 годов»: Дис…канд. филол. наук. — Саратов, 1997.
  2. Гончарова А.В. Устные рассказы о Великой Отечественной войне и советская художественная проза: Автореферат дис…д-ра филол. наук. — Л., 1985.
  3. Колотаев В.А. Проблемы деструкции в русской литературе ХХ века: Автореф. дис… д-ра филол. наук. — М., 1998.
  4. Попова И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский): Автореф. дис… д-ра филол. наук. — М., 1997.
  5. Строганова Е.Н. «Чужое слово» в творческом процессе (Диалог с современниками и предшественниками): Автореф. дис… д-ра филол. наук. — Тверь, 1996.

Сборники статей6

  1. Берегулева-Дмитриева Т. Чувство таинственности мира // Сказка серебряного века. — М., 1994.
  2. Воронский А. Об отошедшем // О Есенине / Сост. Е.П. Кошечкин.- М., 1990.
  3. Выходцев П.С. Творчество Сергея Есенина и народно-поэтические традиции // Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. — М.-Л., 1963.
  4. Есенин и современность. — М., 1975
  5. Ильев С.П. Роман или «правдивая повесть»? // Брюсов В. Огненный ангел. — М., 1993.
  6. Кравцов Н. Есенин и народное творчество // Художественный фольклор. — 1929. — Вып. IV-V.
  7. Медведев П.Н. Пути и перепутья Сергея Есенина // Медведев П.Н. Николай Клюев и Сергей Есенин. — Л., 1926.
  8. Нейман Б. Источники эйдологии Есенина // Художественный фольклор. — 1929. — Вып. IV-V.
  9. Переписка А.М. Горького с зарубежными литераторами. — М., 1960.
  10. Редькин В.А. Фольклор и художественная система Н. Рубцова // Художественный опыт советской литературы: стилевые и жанровые процессы. — Свердловск, 1990. — С. 83-95.
  11. Савченко Т.К. Поэтический цикл А. Блока «Страшный мир» и поэма С. Есенина «Черный человек» // Есенин академический. Актуальные проблемы научного издания. Есенинский сборник. — М., 1995.
  12. Сергей Есенин: Исследования. Мемуары. Выступления / Под ред. Ю.Л. Прокушева. — М., 1967.
  13. Сидоров Е. Поэт и легенда // Сидоров Е. В поисках истины. — Алма-Ата, 1983. — С. 312-320.
  14. Субботин А.С. О пафосе и поэтике «Черного человека» Есенина // Субботин А.С. О поэзии и поэтике. — Свердловск, 1979. — С. 177-191.
  15. Троцкий Л. С. Есенин // Троцкий Л. Литература и революция. — М., 1991. — С. 62-64.
  16. Удодов А.В. К спорам о повести Ф.М. Достоевского «Двойник» // Индивидуальность писателя и литературный процесс. — Воронеж, 1968.
  17. Хендерсон Д. Культура бессознательного // Хендерсон Д. Психологический анализ культурных установок. — М., 1997.
  18. Шубникова-Гусева Н.И. Загадка десятой строки поэмы С.А. Есенина «Черный человек» (Текстологические заметки) // Есенин академический. Новое о Есенине. — М., 1995. — Вып. 2
  19. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. — М., 1987.

Статьи в периодических изданиях

  1. Азадовский К. Сергей Есенин мнимый и подлинный, или Новое о том, что давно известно // Литературная газета. — 1994. — 16 марта. — С. 6.
  2. Акимов В. «До свиданья, друг мой, до свиданья» // Аврора. — 1995. — N 10. — С. 31-35.
  3. Асеев Н. Плач по Есенину // Альманах «Удар», 1927.
  4. Базанов В.Г. О Сергее Есенине // Русская литература. — 1974. — N 4. — С. 29.
  5. Белоконь А. «Дело четырех поэтов» // Север. — 1993. — N 10. — С. 120-131.
  6. Белоусов В. Сергей Есенин за границей (Новые материалы к биографии) // Октябрь. — 1958. — Кн. 5. — С. 182-191.
  7. Бенуа А.Н. Художественные ереси // Золотое руно. — 1906. — N 2.
  8. Боровиков С. В русском жанре: С. Есенину сто лет // Сегодня. — 1995. — 3 окт. — С. 5.
  9. Бухарин Н. Злые заметки // Вопросы литературы. — 1988. — N 8. — С. 220-227.
  10. Вдовин В. Зарубежная поездка Есенина // Вопросы литературы. — 1966. — N 10. — С. 167-182.
  11. Вдовин В. Материалы к творческой биографии С. Есенина // Вопросы литературы. — 1975. — N 10. — С. 213-243.
  12. Воронова О.Е. Мотивы народной демонологии в поэме С. Есенина «Черный человек» // Филологические науки. — 1996. — N 6. — С. 92-100.
  13. Воронова О.Е. Религиозный символ в поэтическом контексте С. Есенина // Русская речь. -1998. — N 3. — 14-20.
  14. Воронова О.Е. Философский смысл поэмы Есенина «Черный человек» (Опыт «экзистенциального» анализа) // Вопросы литературы. — 1997. — N 6. — С. 343-353.
  15. Глазами современных поэтов // Лепта. — 1995. — N 27.
  16. Долгополов Л. Степень точности. Несколько замечаний по поводу нового собрания сочинений Сергея Есенина // Литературное обозрение. — 1982. — N 2.
  17. Енишерлов В. Его самородная стихия: К 90-летию со дня рождения Сергея Есенина // Сов. Россия. — 1985. — 8 сент. — С. 4.
  18. Западалов И. «Ни по моей, ни по чьей вине…» // Нева. — 1992. — N 9. — С. 279-286.
  19. Зорин А. «Несказанное, синее, нежное…» // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». — 1998. — Январь. — С. 5-7.
  20. Панченко И.Г. Перевоплощение лирического «я» в поэзии С. Есенина // Вопросы литературы. — Киев, 1973.
  21. Кастрикин Н. Кто убил и кто инсценировал самоубийство Есенина // Литературная Россия. — 1996. — 7 июня. — С. 5.
  22. Кондаков В. «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Факты и домыслы о смерти поэта Сергея Есенина // Рабочая трибуна. — 1997. — 14 мая. — С. 4.
  23. Коржан В.В. К вопросу об изучении фольклоризма Есенина // Русская литература. — 1965. — N 2.
  24. Кошечкин С. Прескверный гость // Вопросы литературы. -1985. — N 9. — С. 109-120.
  25. Кошечкин С. Смерть Есенина: две версии // Правда. — 1991. — 6 июля. — С. 4.
  26. Красухин Г. Легенда и реальность // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». — 1998. — январь. — N 3. — С. 2-3.
  27. Крюкова А. Николай Асеев о Сергее Есенине: двойное зрение // Вопросы литературы. — 1985. — N 9. — С. 89-108.
  28. Кузнецов В.И. Есенин и ГПУ // Гудок. — 1996. — 20 января. — С. 8.
  29. Кузнецов В.И. Убийство Сергея Есенина: Мифы и действительность // Наш современник. — 1995. — N 12. — С. 182-218.
  30. Куняев Ст., Куняев С. Божья дудка. Жизнеописание Сергея Есенина // Наш современник. — 1995. — N 3-9.
  31. Курдаков Е. Мифологическая тайна поэта: К 100-летию со дня рождения С. Есенина // Лепта. — 1995. — N 27. — С. 205-221.
  32. Лысцов И. Убийство Есенина // Молодая гвардия. — 1990. — N 10. — С. 251-274.
  33. Марков А. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Есенин и его окружение) // Диалог. — 1995. — N 9. — С. 86-91.
  34. Морохов Ф. И все-таки это убийство // Литературная Россия. — 1994. — 18 ноября. — С. 12-13.
  35. Морохов Ф. Трагедия Есенина — поэта-пророка: Очерк-расследование // Русь. — 1992. — N 1. — С. 42-75.
  36. Морохов Ф. Убийство поэта // Молодая гвардия. — 1994. — N 7. — С. 180-198.
  37. Неженец Н.И. Жанровый строй лирики С. Есенина // Научный доклад высшей школы. Филологические науки. — 1986. — N 3. — С. 39-43.
  38. Никё М. Поэма Сергея Есенина «Черный человек» в свете аггелизма // Русская литература. — 1990. — N2. — С. 194-197.
  39. Никё М. Поэт тишины и буйства // Звезда. — 1995. — N 9. — С. 124-126.
  40. Никулин Л. Есенин на чужбине // Смена. — 1966. — N 16. — С. 31.
  41. Прокушев Ю. Есенин в Америке // Огонек. — 1973. — N 12. — С. 26-28.
  42. Прокушев Ю. Только одна буква (Текстологические заметки) // Российский литературоведческий журнал. — 1997. — N 11. — С. 121-148.
  43. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. — 1964. — N 4.
  44. Пьяных М.Ф. Трагический Есенин // Нева. — 1995. — N 10. — С. 175-182.
  45. Рацкая Ц. «Родился я с песнями…» // Музыкальная жизнь. — 1979. — N 2. — С. 20-21.
  46. Редькин В.А. Полюбите другого Есенина // Тверская жизнь. — 1995. — 26 октября.
  47. Редькин В.А. «Я сердцем чист…»: К 100-летию со дня рождения Сергея Есенина // Тверская жизнь. — 1995. — 28 сентября. — С. 4.
  48. Свадковский Б.С. Брызги на потолке // Независимая газета. — 1992. — 4 апреля. — С. 10.
  49. Святополк-Мирский Д.П. Критические заметки // Версты. — Париж, 1927. — N 2.
  50. Святополк-Мирский Д.П. Литературно-критические статьи // Русская литература. — 1990. — N 4. — С. 120-154.
  51. Семенова С. Философия мира Сергея Есенина // Молодая гвардия. — 1996. — N 10. — С. 226-262.
  52. Сергей Есенин в переписке современников // Вопросы литературы. — 1980. — N 12. — С. 223-240.
  53. Сергей Есенин в тюрьме ВЧК // Российская газета. — 1992. — 31 декабря.
  54. Сергей Есенин: смерть после смерти // Независимая газета. — 1993. — 10 августа. — С. 5.
  55. Сидорина Н. «Жизнь моя за песню отдана», версия об убийстве Сергея Есенина // Дальний Восток. — 1991. — N 6. — С. 72-95.
  56. Сидорина Н. Поэта убивают за стихи // Сельская жизнь. — 1997. — 25 декабря. — С. 15.
  57. Сидорина Н. Фальсификация века // Русский вестник. — 1992. — N 10. — С. 10.
  58. Скороходов М. Париж, Рига, Нью-Йорк… о гибели Есенина // Литературная Россия. — 1990. — 28 декабря. — С. 15.
  59. Соколовская Т.О. Обрядность вольных каменщиков. Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова: В 2 т. — М., 1991 (Репринт. изд. 1914-1915 гг.)
  60. Сорокин В. Крест поэта // Смена. — 1993. — N 12. — С. 26-42.
  61. Степанова И. Небесный барабанщик (По следам версий гибели С. Есенина) // Медицинская газета. — 1993. — 20 августа. — С. 13.
  62. Фатющенко В.И «Произведение», «цикл», «книга», «картина мира» у Сергея Есенина // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1985. — N 5. — С. 12-23.
  63. Харчевников В.И. Черты народной Руси в стихах раннего Есенина // Русская литература. — 1975. — N 3.
  64. Хлысталов Э. Тайна гибели поэта: К 100-летию С.А. Есенина // Гудок. — 1995. — 29 июля.
  65. Хлысталов Э. Убийство сына Есенина // Молодая гвардия. — 1997. — N 10. — С. 198-207.
  66. Что ни верста — то крест. До енисейских мест. («Дело» Есенина — Кусиковых 1920 года) // Наш современник. — 1992. — N 8. — С. 152-156.
  67. Шубникова-Гусева Н. Загадка трагической судьбы: О «мемуарной» биографии С. Есенина: К 95-летию со дня рождения поэта // Библиотекарь. — 1990. — N 10. — С. 62-65.
  68. Шубникова-Гусева Н.И. «Черный человек» Есенина, или Диалог с масонством // Российский литературоведческий журнал. — 1997. — N 11. — С. 79-120.
  69. Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин: неизвестные материалы // Человек. — 1995. — N 5. — С. 182-188.
  70. Шубникова-Гусева Н.И. Тайна черного человека в творчестве С.А. Есенина // Литературная учеба. — 1995. — Кн. 5-6.
В начало страницы Главная страница
Copyright © 2024, Русофил - Русская филология
Все права защищены
Администрация сайта: admin@russofile.ru
Авторский проект Феськова Кузьмы
Мы хотим, чтобы дети были предметом любования и восхищения, а не предметом скорби!
Детский рак излечим. Это опасное, тяжелое, но излечимое заболевание. Каждый год в России около пяти тысяч детей заболевают раком. Но мы больше не боимся думать об этих детях. Мы знаем, что им можно помочь.
Мы знаем, как им помочь.
Мы обязательно им поможем.