| Главная | Информация | Литература | Русский язык | Тестирование | Карта сайта | Статьи |
Карпов И.П. «Мысль»: именование способности мышления (Л.Н. Андреев)

Тело, организм человека побуждает сознание человека фиксировать свои состояния.

Например, Бунин обладал необычайной рецепторной восприимчивостью, отсюда в его творчестве объективировались способности чувственно-страстного восприятия природно-предметного мира.

Стремление реализовать себя как обладателя мышления, умственных способностей — это обстоятельство может быть интерпретировано как основная причина постоянного внимания Андреева к мозгу, к мысли, постоянного присутствия в образной системе антагонистов «умный-глупый».

В «Красном смехе»: «Мысли мои ясны, представления отчетливы и резки <�…>» (2: 25). «Я могу мыслить — это главное, это все (2: 50).

В «Елеазаре»: После влияния взгляда Елеазара «гордый мудрец» восклицает: «— Я не могу думать! Я не могу думать!» (2: 204). Цезарь в самохарактеристике отмечает и свои мыслительные способности: «<�…> и гордые мысли мои, как орлы, облетают пространство» (2: 207).

Но одно дело, когда писатель постоянно говорит об умственных способностях, постоянно употребляет слова «мысль», «мозг», «разум», «умный», «глупый», другое — что скрывается за этими словами, что ими конкретно обозначается.

1. «Мыслью» именуется состояние мыслительной деятельности человека, процесса, качества мышления.

Молодой помощник присяжного поверенного готовится к речи в суде:</>P

«Сперва работа не клеилась, но после нескольких стаканов крепкого чаю и десятка папирос разбросанные мысли стали складываться в систему» («Защита») (1: 63).

2. «Мыслью» именуется определенное психическое состояние — состояние «просветления», общей активизации сознания, особенно в ситуациях стресса (персонаж озарен новой для него мыслью, персонаж находится в состоянии психического возбуждения).

«Когда от этих воспоминаний мысль вернулась к Сергею Петровичу, она стала удивительно острой, точной и светлой, как нож, который отточили. Еще минуту она в нерешительности колебалась, отмечая окружающую тишину, погасший самовар, тиканье карманных часов на столе, и внезапно, точно найдя, что ей нужно, вылепила картину похорон Сергея Петровича — такую правдивую, яркую и страшную, что он вздрогнул и руки его похолодели» (1: 248).

«Перестала болеть и голова, и мозг заработал с безумной быстротой и такою силой и ясностью, как это случается только горячке» (1: 250).

3. «Мыслью» именуется последовательность суждений, «логика», понимаемая как рассуждение-доказательство, как выражение мыслей в слове.

«Дневник Сатаны», в котором автором осознаются многие особенности своего мировидения и своей художественно-рационалистической программы, начинается рассуждениями:

«Одних мыслей недостаточно, и они не вполне ясны, отчетливы и точны, пока Я не выражу их словом: их надо выстроить в ряд, как солдат или телеграфные столбы, протянуть, как железнодорожный путь, перебросить мосты и виадуки, построить насыпи и закругления, сделать в известных местах остановки — и лишь тогда все станет ясно. Этот каторжный инженерный путь называется у них, кажется, логикой и последовательностью и обязателен для тех, кто хочет быть умным; для всех остальных он не обязателен, и они могут блуждать, как им угодно» (6: 117).

4. «Мыслью» именуется воображение.

«Он мысленно целовал морщины, по которым должны были скатиться слезы <�…>» (1: 249).

5. «Мыслью» именуется память.

«Постепенно, мысль за мыслью, он вспомнил все, что прошло вчера в его голове <�…>» (1: 249).

6. «Мысль» натурфицируется, наделяется актантными свойства, превращается в самостоятельно действующее существо, в образном отношении — абстрагируется, превращается в абстрактную сущность.

«Он безопасен от вторжения людей, но до сих пор он ничего не мог поделать с мыслями. И они приходят, раздвигают стены, снимают потолок и бросают Андрея Николаевича под хмурое небо, на середину той бесконечности, открытой отовсюду площадки, где он является как бы центром мироздания и где ему так нехорошо и жутко («У окна») (1: 107).

«Как нехорошо это устроено, что не может человек думать о том, о чем он хочет, а приходят к нему мысли ненужные, глупые и весьма досадные» («У окна») (1: 119).

7. «Мысль» опредмечивается, превращается в «мозг».

«И с ужасом почувствовал о. Игнатий, что в ухо его вливается что-то могильно-холодное и студит мозг <�…>» («Молчание») (1: 205).

8. Мысль (мозг) обладает способностью действия.

«Непривычный к рассуждениям мозг денщика тяжело шевелился» (1: 74).

«<�…> долго ворочался и содрогался его мозг, подавленный непосильной работой» (1: 236) — сравним: «В голове Сазонки было смутно и тяжело, и по целым часам он неуклюже ворочал какую-нибудь одну мысль» (1: 299).

9. «Мысль» метафоризируется: мысль — любовница (1: 404), мысли — гордые орлы (2: 207).

Таким образом, в текстах Андреева словом «мысль» обозначается широчайшая сфера — внутренняя эмоциональная, психическая, интеллектуальная жизнь человека. Мысль натурфицируется, превращается в «отвлеченную сущность».

«Оторванные от своего истинного хозяина («Я», личности), отвлеченные сущности, экзистенциально значимые смыслы, облаченные в абстрактные имена, обрастают знаками собственной независимости и самостоятельности (субстанциональности) — предикатами» (Пешковский 1920: 22).

В свою очередь и «мысли» могут быть приписаны любые предикаты.

Примечания

  1. Андреев 1990-1996: Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1990-1996. Произведения Л.Н. Андреева цитирую по этому изданию, указывая том и страницу.
  2. Пешковский 1920: Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1920.

HTML-версия Studio KF, при использовании ссылка на сайт https://russofile.ru обязательна!

В начало страницы Главная страница
Copyright © 2024, Русофил - Русская филология
Все права защищены
Администрация сайта: admin@russofile.ru
Авторский проект Феськова Кузьмы
Мы хотим, чтобы дети были предметом любования и восхищения, а не предметом скорби!
Детский рак излечим. Это опасное, тяжелое, но излечимое заболевание. Каждый год в России около пяти тысяч детей заболевают раком. Но мы больше не боимся думать об этих детях. Мы знаем, что им можно помочь.
Мы знаем, как им помочь.
Мы обязательно им поможем.